Главная / Игрушки и игры / Игрушки / Как выбрать развивающие игрушки для ребенка?

Как выбрать развивающие игрушки для ребенка?
Игрушки и игры - Игрушки
Автор: Анна Шлотгауэр   

ребенок играетСейчас рынок предлагает огромное количество детских игрушек.  Во всем этом разнообразии родителям порой трудно определиться с выбором. Эта статья описывает современные развивающие игрушки. Зная назначение игрушек, родители смогут сделать выбор не на основе их внешней привлекательности или совета знакомых, а с точки зрения полезности для ребенка  в  определенном возрасте.


Сейчас модным стало слово «развивающий»: развивающие игры, развивающие игрушки, развивающая среда.

По сути, все игрушки, игры, в которые вы играете с ребенком, ваше с ним общение, обстановка, в которой ребенок растет, места и люди, которых он видит – все это оказывает в большей или меньшей мере развивающую роль.

Важное значение для развития ребенка имеют своевременно и правильно подобранные игрушки, однако еще большее значение имеет внимание и время, которые уделяют родители своему ребенку.

Какие бывают  игрушки.

Игрушки и игры классифицируют по-разному: по возрасту (например: 0-3 мес), по развитию навыка (например: развитие мелкой моторики), по типу (например: конструкторы) и т.п. Существует также многофункциональные игрушки. Одновременно их можно отнести к разным  категориям. С такой игрушкой ребенок растет и открывает для себя все новые возможности для игры.

Cамые лучшие игрушки для вашего малыша  -  те, которые отвечают его возрастным особенностям и задаче развития в данное время.

Мне импонирует следующее разделение развивающих игр по их назначению (источник: И.В.Мальцева. «365 развивающих игр.»):

1. Тренажары сенсорно-двигательные.

погремушка

Виды: подвески, погремушки, волчки, музыкальные инструменты.

Назначение: эти игрушки стимулируют развитие органной чувств ребенка, восприятия: восприятие цвета, формы, размеров предметов, их массы, характерного для них звучания.

Возраст: с 2-3 месяцев - легкие погремушки с округлым тонким стержнем, с 6 месяцев – погремушки с фигурной ручкой диаметром 2-3 см, с 9 месяцев – объемные погремушки с диаметром ручки более 3 см.



2. Образные и сюжетные игрушки.

перчаточные куклыВиды: всевозможные куклы, в том числе для домашнего театра (перчаточные, пальчиковые), игрушки-подушки, неваляшки, пищащие резиновые зверюшки, мягкие игрушки.

Назначение: игрушки с привлекательными человеческими лицами  или мордочками животных помогают ребенку развиваться эмоционально, учат общаться с окружающими.

Возраст: с младенчества.


3. Вкладыши один в другой.

матрешкиВиды: пластиковые и деревянные формочки разных цветов и неокрашенные, закрытые (шарик, яйцо) и открытые (стаканчики, бочонки, мисочки, коробочки ), которые вкладываются друг в друга. К этому типу игрушек относятся также традиционные матрешки.

Назначение: развивают и совершенствуют зрительное восприятие, мелкую моторику и координацию движений ребенка.

Возраст: 1-3 года.


4. Пирамиды.

пирамидкаВиды: конусообразные, шарообразные, пластиковые, деревянные, мягкие, с одноцветными и разноцветными кольцами, с несколькими крупными кольцами и с десятком мелких колец, оформленные в виде башенок, человечков, животных и т.п.

Назначение: развивает мелкую моторику, навыки манипулирования с предметами, способствует усвоению цветов, соотношений «больше-меньше», «много-один», стимулирует развитие речи и использование предлогов.

Возраст: 1-3 года.

Детально о пирамидках: "Развивающие игрушки. Пирамидки."



5. Вкладыши в рамку.

вкладышсортерВиды: разные по форме, цвету, размеру и количеству фигурки, которые ребенок будет вкладывать в соответствующие им по форме и размеру отверстия.

Назначение: развивают и совершенствуют зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию движений ребенка, навыки манипулирования с предметами, восприятие цвета, формы, размеров предметов.

Возраст: 1-2 года. Можно использовать в возрасте до 1 года, чтобы учить ребенка обхватывать, удерживать, вытягивать рукой вкладыши.



6. Конструкторы.

конструкторВиды: разные по материалу, цвету, форме,  количеству деталей конструкторы, кубики, наборы объемных форм, блочные конструкторы, тематические конструкторы.

Назначение: развивают воображение, пространственное и образное мышление, память, внимание, творческие способности, приучают к самостоятельности, усидчивости, последовательным действиям, соотнесению с образцом, развивают и совершенствуют восприятие цвета, формы, размеров, физических свойств предметов, мелкую моторику и координацию движений ребенка.

Возраст: 1-3 года.

7. Абаки (счетные столики).

абакиВиды: штырьки, на которые нанизываются разнообразные предметы – шары, кольца, кубики, мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, форме, размерам, сосчитывать в различном направлении (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх); абаки могут иметь вид каталок, паровозиков, пирамид,  фигур животных, людей.

Назначение: формируют сенсорные представления ребенка, учат группировать и сортировать предметы, обучают счету, способствуют усвоению цветов, размеров, соотношений «больше-меньше», «много-один», стимулируют развитие речи и использование предлогов.

Возраст: 1-3 года.


8. Бусы и шнуровки.

бусышнуровкаВиды: объемные и плоскостные, выполненные из различных материалов.

Назначение: развивают мелкую моторику и способствуют формированию всех практических умений ребенка, связанных с мелкой моторикой (пользование ложкой, пересыпание и переливание веществ из одной емкости в другую, развязывание и расшнуровывание обуви, одежды, упаковки, удержание и управление карандашом, кистью, ножницами и т.д.)

Возраст: 1-3 года. Можно использовать в возрасте до 1 года для того, чтобы учить ребенка обхватывать, удерживать, вытягивать и вкладывать пальчиками бусины.

Подробно о бусах и шнуровках: "Зачем нужны шнуровки?"

9. Втыкалочки.

мозаикаВиды: различные по материалу, форме, цвету и размеру наборы фигурок, которые нужно вставить в специальные отверстия или надеть на подставку, штырек; фигуры Монтессори, мозаика.

Назначение: развивают и совершенствуют зрительное восприятие, мелкую моторику и координацию движений ребенка в особенности координацию «глаз-рука» , учат группировать и сортировать предметы, способствуют совершенствованию мелкой мускулатуры пальчиков ребенка.

Возраст: 1-3 года.

10. Трансформеры.

трансформерВиды: игрушки из различных материалов (дерево, пластмасса, ткань и т.д.) разнообразной формы, способные изменять первоначальный облик согласно действиям малыша.

Назначение: развивают зрительное и тактильное восприятие ребенка, пространственное мышление, способствуют усвоению цветов, форм, размеров, совершенствуют мелкую моторику и координацию движений ребенка.

Возраст: 1-3 года.


11. Наборы для активных игр.

мячгрузовикВиды: бытовой  и спортивный инвентарь, а именно:  различной формы, размеров, цветов формочки, ведерки, совочки, тазики, ложки, кружечки, ситечки и т.п., плавающие игрушки, игрушечные овощи, фрукты, пупсики, тележки, каталки, грузовички на веревочках, игрушечные предметы обихода, телефон, часы, вертушки и т.п., мячи, спортивные снаряды, наборы для метания в цель и т.д.

Назначение: способствуют усвоению ребенком способов действия с предметами окружающего мира, развивают моторику в т.ч. мелкую, координацию движений.

Возраст: 1-3 года.


12.  Настольные игры.

пазлВиды: различные игры по правилам, лото, домино, наборы картинок для последовательного выкладывания сюжетов сказок, пазлы, кубики серии «Собери картинку».

Назначение: развивают мелкую моторику, учат узнавать на картинках наиболее распространенные ягоды, овощи, предметы и т.д.,  обобщать, стимулируют развитие связной речи и расширение словарного запаса, способствуют эмоциональному общению ребенка со взрослым, учат общаться с другими участниками игры.

Возраст: 2-3 года.


Указанная последовательность отображает приоритетную очередность появления разных видов игрушек в жизни малыша. Однако возможна и другая очередность, т.к. на разных этапах развития ребенка одна и та же игрушка может способствовать развитию разные навыки. Так, например, если вы предложите малышу в возрасте до года пирамидку, он, конечно, не сможет еще ее сложить. Зато он сможет ее попробовать на вкус, пощупать, потрясти колечки, постучать ими. бросить их.  Предлагая ребенку игрушку или активность, взрослый должен четко понимать,  с чем он хочет ребенка познакомить и чему научить, при этом учитывать  потребности малыша и  его возможности на данном этапе развития.


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.

 

Комментарии  

 
+3 #1 Любовь 28.01.2012 18:04
Да, игрушку можно предлагать ребёнку с небольшим опережением ("навырост") - когда он будет готов, он начнёт с ней играть. Например, говорящая азбука. Сначала ребёнок просто учится нажимать кнопки, на определённом этапе развития у него возникает интерес к самим буквам, он начинает их повторять, запоминать. Также с другими игрушками (играми). Наблюдала такие моменты у своих погодков.
Цитировать
 
 
0 #2 Алексей 02.05.2012 13:50
Спасибо вам большое. Эта статься помогла мне разобраться в том, на что нужно обращать внимание при покупке игрушки, а то совсем недавно стал родителем и сам еще толком ничего не знаю.
Цитировать
 
 
+1 #3 Анна Шлотгауэр 02.05.2012 22:33
Цитирую Алексей:
Спасибо вам большое. Эта статься помогла мне разобраться в том, на что нужно обращать внимание при покупке игрушки, а то совсем недавно стал родителем и сам еще толком ничего не знаю.

Рада помочь) Поздравляю с рождением малыша!
Цитировать
 
 
0 #4 Наталья 23.03.2013 13:15
Детский компьютер подарили дочке на 2 года. Результат: через 2 месяца, когда пошли в сад, все буквы выучила сама. А на три года подарили куклу с аксессуарами http: //bratz- doll.r u/. Так она от этой куклы просто без ума. Один раз я зашивала что-то на машинке, так она заставила мне сшить платье куколке. На этом наш гардероб не закончился. Теперь стандартно раз в неделю "покупаем" новое платье для Кати. Но это еще не все. У подружки увидела гитару для этой маленькой куклы. Так что сейчас у нас этот вопрос на повестке дня!
Цитировать
 
 
-2 #5 Марина 02.12.2013 12:04
Последний Раз покупала игрушки на рынке. Просто очень срочно нужна была... От игрушки у ребенка высыпала аллергия!!! Перед этим постоянно покупала через интернет на сайте ditkam.com.ua . Они мне еще впервый раз вместе с письмом о принятии заказа выслали сертификат качества. Так я хоть уверена, что ребенок играется безопасными игрушками. Да и цена на рынке получилась дороже..... Игрушку пришлось выбросить.
Цитировать
 
 
0 #6 Анастасия 20.01.2015 09:49
Очень познавательная статья!
Недавно выбирали подарок на день рождение дочери друга, зашли в магазин - глаза разбегаются! Столько всего предлагают, как тут выбрать неопытному человеку:)
Цитировать
 
 
0 #7 Людмила 19.07.2015 07:50
Со многим согласна. У нас уже чего только нет. Кроме кукол и машинок, очень много электронных игрушек для интеллектуально го развития. Сейчас стараюсь делать акцент на физическое развитие. Лично мои дети не любят делать зарядку, поэтому такие игрушки для подвижных игр очень важны. У нас уже есть баскетбольное кольцо, боулинг, много мячиков. Недавно купили интерактивные футбольные ворота Goal League Chicco. И сын, и дочка от футбола в восторге. Мяч попадает в сетку и срабатывает музыка. Детям больше нравится забивать голы на время и режим «пенальти». Нравится, что игрушка сама через какое-то время уходит в спящий режим. Детям забивать голы не так просто, здесь нужна тренировка. Поэтому футбольные ворота – не просто способ занять детей на время, это еще и очень полезно для развития координации движений и меткости. Ни одна электронная игрушка не увлекала настолько. Дети могут играть одни, а у меня есть свободное время для домашних хлопот.
Цитировать
 
 
0 #8 Юлия 22.07.2015 16:45
Здравствуйте.Хотим поделиться с другими родителями своим отзывом о подвеске на кроватку"Пчёлки".Сейчас у сына много игрушек фирмы Chicco,но эта была нашим первым приобретением.С двух месяцев малыш с удовольствием и подолгу лежал рассматривая танцующих над ним пчёлок.Весёлые игрушки кружили под приятную мелодию.Мобиль приводится в движение поворотом ключика и не требует постоянной замены батареек(что очень ценно лично для нашей семьи).Игрушка легко и прочно крепится на детской кроватке.Домик-улей красивый,яркий-сразу привлекает внимание ребёнка.Пчёлки сделаны из приятного,легко моющегося-стирающегося материала.Месяцев в шесть мы их сняли и дали сыночку в руки.Сам домик продолжая использовать для настроения и более комфортного засыпания.А ближе к году сын научился его заводить и мог сам себе устраивать прослушивание полюбившейся музыки.Да же сейчас домик лежит в ящике и периодически достаётся для игр.Мы довольны покупкой и советуем родителям порадовать своих новорожденных таким полезным,интере сным подарком! Трифанова Юлия.
Цитировать
 
 
0 #9 Анисенко Ирина 20.11.2015 10:20
У нас самыми полезными развивающими оказались геометрические сортеры и сюжетно-ролевые игры с мелкими атрибутами - в частности, домик с домашней утварью. Купила и дом и семью ежиков в него, когда ребенок уже стал способен играть конкретные роли - папой, мамой или малышами ежатами, изображать профессию ежика-врача, шофера, и т.д. Тут и правила поведения прививаются, и активизируется восприятие, концентрация внимания. Так что если встал вопрос с домиками кукольными, смело покупайте... у нас с бюджетом было не очень, не самый дорогой брали, но качество отличное (Village Story)
Цитировать
 
 
0 #10 Вера 04.01.2016 22:25
Очень рекомендую для развития ребенка наборы ecomontessori
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool