Главная / Развитие и воспитание / Психология детства / Порядок рождения ребенка в семье влияет на его стиль жизни в будущем.

Порядок рождения ребенка в семье влияет на его стиль жизни в будущем.
Развитие и воспитание - Психология детства
Автор: Анна Шлотгауэр   

Брат и сестраНа развитие личности существенно влияет социальное окружение. Рождаясь в одной и той же семье, дети оказываются в различном социальном окружении, получают различный опыт общения, ведь с появлением на свет каждого нового ребенка отношения в семье претерпевают изменения. Родоначальник индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что позиция ребенка в семье (порядок рождения) – решающий фактор при формировании стиля жизни человека.

Весомую роль здесь играет, конечно, и то, как сам ребенок воспринимает свое положение в семье. В зависимости от этого восприятия формируется его стиль жизни. Каждый ребенок индивидуален, поэтому у него может выработаться любой стиль жизни в любой позиции. Однако все же для каждой конкретной позиции ребенка в семье свойственны характерные психологические особенности.



Первенец (старший ребенок).

Рождение первого ребенка обычно волнительно для родителей. Они стараются максимально отдать себя ему, делать все «как полагается». Первенец обычно купается в безграничной любви, внимании и заботе родителей, чувствует себя в безопасности. Это происходит до тех пор, пока родится следующий ребенок. В один момент первенец лишается привычных ему привилегий, драматическим образом меняется его взгляд на мир и положение в нем. Его будто "свергают с трона", и все попытки вернуть привилегированное положение терпят неудачу и встречают неодобрение со стороны и без того занятых добавившимися заботами родителей. Вслед за настойчивыми требованиями внимания может последовать родительское наказание. В результате такой борьбы первый ребенок постепенно приучает себя действовать самостоятельно, в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении.

Адлер считал, что самый старший ребенок зачастую консервативен, стремиться к власти и лидерству. Часто именно он становиться хранителем установок семьи и моральных принципов.


Единственный ребенок.

С момента рождения малыш попадает в ситуацию любви и заботы, свойственную первенцу. Уникальность его положения состоит в том, что в отличие от первенца ребенок никогда не испытывает драматических изменений, связанных со «свержением его с трона» младшим братом или сестрой. Ему также  не с кем конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувстви­тельностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка  к силь­ному соперничеству с отцом. Мать контролирует его слишком много и долго, поэтому в дальнейшем он ожидает от других подобной заботливости. В результате такого положения формируется стиль жизни, в котором преобладают зависимость и эгоцентризм.

Все свое детство такой ребенок – центр жизни семьи. Однако взрослея и общаясь вне круга семьи, рано или поздно он обнаруживает, что больше не является центром внимания. У него нет опыта борьбы за признание с братьями или сестрами, поэтому у такого ребенка часто могут возникать трудности во взаимоотношениях со сверстниками.


Второй (средний) ребенок.

Второй ребенок рождается в семье, где есть уже старший брат или сестра. Он все время пытается дотянуться и даже превзойти старшего сиблинга (брат или сестра). Эта «гонка» позволяет младшему развиваться более быстрыми темпами. Например, он может раньше начать ходить или говорить. В его стиле жизни с большой вероятностью будут преобладать соперничество, честолюбие, ориентация на достижения, сформированные постоянным стремлением доказать, что он лучше брата или сестры. Методы для достижения превосходства могут выбираться любые, как прямые, так и окольные.

Надо заметить, что второй (средний) ребенок в этой «гонке» может ставить слишком высокие цели, заранее увеличивая число возможных неудач.


Последний ребенок (самый младший).

Положения младшего ребенка имеет ряд особенностей. Он не испытывает «драмы свержения с трона», связанной с рождением следующего малыша. Зачастую младшего ребенка дольше считают маленьким, окружают заботой и вниманием, балуют, как родители, так и старшие дети.

Младший ребенок часто пользуется вещами старших братьев и сестер, у него практически нет (особенно если семья стеснена в средствах) или мало своих, личных вещей. Сформировавшиеся отношения старших детей в семье часто задают тон, и младший ребенок может испытывать  глубокое чувство неполноценности и отсутствие независимости.

Однако, у младшего ребенка высока мотивация превзойти старших братьев, сестер. Поэтому он часто становиться лучшим учеником, выдающимся спортсменом и т.п. Адлер иногда говорил о “борющемся младшем ребенке”, как о воз­можном будущем революционере.


Описания открывают черты "типичных" старших, единственных. средних и самых младших детей. Эти особенности связаны прежде всего с определенными трудностями, с которыми сталкиваются дети в семье, рождаясь в той или иной позиции (например, необходимость уступить центральное положение в семье после рождения следующего ребенка) и типичными способами их преодоления, что с большой вероятностью формирует соответствующий стиль жизни.


Источники:

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.


Поделитесь c друзьями:


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.




 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool