Главная / Развитие и воспитание / Психология детства / Телевизор смотреть нельзя ограничить. Телевизор и дети.

Телевизор смотреть нельзя ограничить. Телевизор и дети.
Развитие и воспитание - Психология детства
Автор: Анна Шлотгауэр   

Телевизор смотреть нельзя ограничить. Телевизор и детиОсознавая насколько глубоко может вторгаться в нашу жизнь телевидение, у желающего это изменить, возникают как минимум два варианта взаимоотношений с телевизором: полный отказ и сознательное  ограничение просмотра. В этой статье Вы найдете за и против таких подходов , а также ответы на вопросы, как научиться осознанно относится к телевидению и научить этому своих детей. Вам решать, где поставить знак препинания у слова нельзя.


Итак, мы уже знаем, что телевизор воздействует на нас на психическом и физиологическом уровне. Что делать?

Вариант 1: Полный отказ от телепросмотров.

Единственно верное решение в отношении детей до 4-х лет. В этот период очень активно развиваются и формируются структуры мозга ребенка, и просмотр телевизора, особенно длительный, может привести к нарушениям и задержке развития: физического, интеллектуального, речи, образного мышления, воображения, творческих способностей…

Взрослым и детям старше 4-х лет полностью отказываться от телевизора нет смысла. На ряду с негативными воздействиями (см. «14 причин ограничить просмотр телевизора.» ), это достижение технического прогресса при умелом пользовании открывает и положительные возможности.

Следует обратить внимание та то, что резкий полный отказ от телепросмотров вероятнее всего у Вас не получится, т.к. многочасовые просмотры телевизора формируют зависимость от этого «окна в мир». Райнер Пацлаф пишет, что «по проcшествии в среднем 20 000 часов просмотрового времени у человека (еще не достигшего совершеннолетия) условный рефлекс инактивности укоренился уже так глубоко, что отказ от телевизора приведет к образованию огромной дыры, ужасающей внутренней пустоты, заполнить которую большинство людей не сможет. Следствием будет глубокая депрессия и страстное желание вновь очутиться в прежнем состоянии.».  Поэтому для закореневших  телезрителей оптимальным решением будет слудующий вариант.

Вариант 2:  ограничение просмотра телепередач и сознательный подход к их выбору.

В одной детской песенке поется: «Телевизор как магнит. Он экраном ярко светит, к себе манит и манИт…». Телевизор будто притягивает посмотреть еще и еще немножко. Иной раз решишь днем посмотреть одну передачу и не заметишь, как уже наступил вечер. Вроде бы ничего существенного не увидел, а время ушло навсегда.

Что делать? Есть несколько способов помочь себе избавиться от телевизионных чар.

1. Принять для себя решение, что отныне Вы, а не телевизор, контролируете свою жизнь.

2. Поставить перед собой цель. Пусть для начала маленькую, но достижимую. Например, поставить рядом часы и через определенное время выключать телевизор на 5 минут, не зависимо от того, что там идет. Так Вы убедитесь, что у Вас достаточно сил и воли для более серьезных шагов на пути к свободе.

3. Перед тем, как включить телевизор, изучите программу и выберите одну (!) передачу, которую интересно посмотреть. Включайте телевизор непосредственно перед самым ее началом и тут же выключайте по окончании. Это поможет научиться осознанно относится к выбору телепередач и разовьет способность сопротивляться притягательной силе «голубого экрана».

4. Если хочется «просто отдохнуть» и не оказаться снова в плену у телевизора, решите, сколько времени Вы готовы отвести на такой «отдых» и заведите будильник. По звонку сразу же выключите телевизор. И победа за Вами!

5. Чтобы поддержать собственную активность во время просмотра телевизора, задайтесь целью не просто смотреть, а по окончании передачи мысленно составить подробный список всего увиденного. Это позволит волевым усилием удерживать внимание и ясное сознание во время телепросмотра.

6. Попытайтесь с максимальным вниманием просмотреть сообщения о каком-либо событии на телеканалах, а затем сравнить их с публикацией в газете. Вы удивитесь, насколько больше информации Вы можете получить, почитав 15 минут газету по сравнению с 15-минутным просмотром телевизора. Все дело в том, что с помощью образа сложнее передать смысл, чем посредством слова. Поэтому на телевидении существуют ограничения на раскрытие сложных вопросов и взаимосвязей. Убедившись в этом, Вы станете критичнее относиться к телевидению, осознав его сильные и слабые стороны.

7. Активно используйте свое время, посвятив его хобби, чтению, спорту, общению и т.п. Ведите активный образ жизни. Занимайтесь творчеством. Со временем,  когда круг ваших интересов и занятий станет куда интереснее, чем отдых у телевизора, притягательность «ящика» угаснет, потому что Вам будет достаточно информации и впечатлений, которые Вы будете получать из других источников. Причем осознанно и целенаправленно, как свободная личность!

ТЕЛЕВИЗОР И ДЕТИ.

Отдельно хочу выделить отношения телевизора и детей.

Как я уже писала выше, детям до 4-х лет просмотр телевизора противопоказан. Взаимоотношения малыша с миром в корне отличаются о нашего взрослого понимания. Ребенок еще не способен отделять свой внутренний мир от внешнего, он как бы слит с ним. В первые годы жизни он воспринимает мир всем своим существом, взаимодействует с предметным окружением и это внешнее окружение формирует малыша как телесно,  так и психически. Ребенок развивается посредством телесного опыта. Экран – мнимая реальность, которую нельзя пощупать, превратить в осязаемый опыт, необходимый для развития. Упрощенно это выглядит так: включили телевизор - замер у экрана малыш – затормозилось развитие. Безвозвратно потрачено драгоценное время!

Возраст от 4-х до 10 лет. Активно продолжают развиваться структуры мозга, разрастаются и дифференцируются нервные связи. И хотя это происходит уже не так стремительно, как ранее, простой, вызванный долгим просмотром телепередач, на этом этапе тормозит дальнейшее развитие. Способности надстраиваются друг над другом, и некоторые фазы формирования чувственных функций уже невозможно наверстать позднее. Телевидение негативно влияет на способности ребенка к игре, на развитие речи, чтение, успеваемость в школе. Телеобразы вызывают стойкие эмоции, которые могут преследовать детей, формировать страхи.

Переходный возраст. Меняются отношения ребенка с миром, уходит спаянность, слитость, свойственная предыдущим периодам детства. Может возникнуть тяга к СМИ, как к «окну в мир» и источнику информации. Если на предыдущих этапах взаимоотношения с телевизором определяли родители, то теперь приходит время обучить подростка самостоятельному ответственному отношению к телевидению. Ставку можно делать на свойственное возрасту желание критиковать. Обсуждайте с ребенком программы, фильмы, рекламу, операторскую работу и т.п. Формируйте критичное и осознанное отношение к телевидению.

Подытожим: Факты воздействия телевизора известны. Сколько позволять или не позволять вообще смотреть детям телевизор – сугубо личное решение и ответственность родителей.


Поделитесь опытом - ответьте на вопрос:

Сколько времени в день Ваши дети смотрят телевизор?
 


В основу материала легла работа Райнер Пацлаф. Застывший взгляд.


Если вы находите материал полезным поделитесь им с друзьями:


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.


 

Комментарии  

 
+1 #1 Евгения 06.12.2011 17:06
Здравствуйте!
Отличная статья про телевизор!

Раньше у нас дома был он, а за тем его не стало :lol:

Однажды я заметила, что как утро, я его включаю и он весь день работает, хотя его никто не смотрит.
А, когда сыну было 5 мес. я обратила внимание, что ребёнка, как магнитом экран притягивает, особенно на рекламах. Недолго думая я сказала мужу, что телевизор нужно продать! Так мы и сделали. :roll:

И вот уже прошло 4,5г., как мы живём без телевизора. ;-)
Я тоже написала на эту тему интересную статью
"У вас его нет???" http:// aspektzhizni.com/ u-vas-ego-net

С уважением, Евгения.
Цитировать
 
 
0 #2 Anna 07.12.2011 12:48
Евгения, приятно видеть единомышленнико в и таких решительных родителей! Впервые встречаю людей, продавших телевизор по такой причине. Приятно удивляться)
Удачи!
Цитировать
 
 
0 #3 Юлия 09.12.2011 01:18
Уже около года как мы не смотрим телевизор, правда, дети на выходных смотрят видео, а я давно убрала этот хрящик от себя подальше, есть масса других интересных дел и у меня, и у детей). У вас интересный сайт, зайдите ко мне сюда moypodrostok.ru/ если понравится, будем дружить сайтами :-)
Цитировать
 
 
0 #4 Мария 10.12.2011 22:10
Хорошая статья. Очень поучительная. Но лично я, все же не смогу отказаться от ТВ полностью.
Мне кажется, что кроме множества минусов просмотра ТВ есть и несколько огромных плюсов. Например, я очень люблю научные, познавательные, исследовательск ие и т.д. передачи. Не имея ТВ, как возможно узнать в полном объеме всю информацию, которую они преподносят? Как я, к примеру, смогу представить, как выглядит, как двигается, какие звуки издает дракон, живущий на острове Комодо? Или как порхает птичка колибри?... никак..Единственное, что не может (пока не может) передать нам телек - это запах..
Вот.
Конечно, кроме этого плюса ТВ есть и еще несколько. Поэтому я считаю, что телек "имеет место быть" в каждой семье.
Кроме того мы - цивилизованные люди и в какой-то мере находимся в плену своей "цивилизованност и", а полный отказ от ТВ - это некий шаг назад...
Цитировать
 
 
0 #5 вика 20.01.2012 12:08
Жаль, но я не могу отказаться от телевизора по той причине что муж у меня его смотрит.И никакие просьбы не заставят его сделать это. Думаю таких мужей как у меня тоже очень много. И пусть мой выбор так жить и не самый лучший, но он уже сделан...Надеюсь, что просмотр тв не слишком скажется на здоровье моего малыша, ведь я как и все желаю ему счастья
Цитировать
 
 
0 #6 Marina 18.04.2012 08:35
Полностью согласна насчет "пассивного" времяпрепровожд ения перед телевизором. С другой стороны возникает вопрос: а как насчет обучающей стороны видеоизображени й даже для ребенка младше 4лет? я имею в виду дозированный совместный (!) просмотр мультфильмов, детских передач, где ребенок, например, может "увидеть" эмоции и переживания , которые не всегда можно передать словами?
Цитировать
 
 
0 #7 Анна Шлотгауэр 18.04.2012 13:44
Цитирую Marina:
Полностью согласна насчет "пассивного" времяпрепровожд ения перед телевизором. С другой стороны возникает вопрос: а как насчет обучающей стороны видеоизображени й даже для ребенка младше 4лет? я имею в виду дозированный совместный (!) просмотр мультфильмов, детских передач, где ребенок, например, может "увидеть" эмоции и переживания , которые не всегда можно передать словами?

Вопрос действительно дискуссионный. Сложно найти золотую середину. На одной чаше весов обучающие детские программы, мультфильмы, на другой мы имеем вторжение в физиологию и психику ребенка. И сложно сказать какая из них перевесит. Решать приходиться родителям.
В раннем возрасте развитие происходит ошеломляющими темпами, ребенок буквально впитывает, пропускает через себя все, что его окружает, и это оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Психика – очень тонкая вещь. Телеиндустрия – мощный источник влияния, последствия которого сложно прогнозировать в отношении стремительно развивающегося мозга ребенка. Поэтому, я думаю, и рекомендуется не усаживать перед телевизором детей до 4 лет. Но, если Вы уж решили для себя, что полезности в детских телепередачах больше, чем вреда для здоровья от просмотра телевизора, тогда стоит учесть следующее: 1) зрение малыша подвергается серьезной нагрузке, поэтому просмотр не должен быть дольше 15 минут в день; 2) мультфильмы и детские передачи должны тщательно отбираться взрослыми в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка; 3) просмотр должен быть совместным с малышом, чтобы взрослые могли пояснять происходящее на экране.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool