Главная / Развитие и воспитание / Психология детства / Сензитивные периоды в развитии (Монтессори).

Сензитивные периоды в развитии (Монтессори).
Развитие и воспитание - Психология детства
Автор: Анна Шлотгауэр   

Сензитивные периодыЭто периоды особой чувствительности. Их еще называют «окнами в мир ребенка». Важно знать, когда эти окна распахнуты для новых знаний и умений, чтобы создать наилучшие условия для развития малыша, не мешать и не перетягивать ребенка в другую сторону, где он еще развиваться не готов.


Сензитивный период  – это период особой восприимчивости к развитию функций, органов, психических свойств, поведенческих черт. Это время, когда ребенок овладевает навыками и умениями в определенной области наиболее эффективно и быстро. Он делает это с интересом и положительными эмоциями. Напротив, если условия, в которых растет ребенок, препятствуют развитию навыков, то наверстать упущенное, когда сензитивный период уже прошел, становиться проблематично или невозможно. Если детям предлагать заниматься чем-то вне рамок сензитивного периода (по сути по принуждению), то они достигают меньших успехов в данном виде деятельности или неуспешны совсем.
Сензитивные периоды имеют три фазы: медленное нарастание, фаза наибольшей интенсивности (плато), постепенный спад.
Сензитивные периоды возникают в жизни каждого ребенка, однако о сроках их наступления и продолжительности протекания у каждого малыша можно говорить лишь усреднено и приблизительно, так как они индивидуальны.

Известный итальянский педагог и автор одной из популярных методик раннего развития Мария Монтессори описала следующие основные сензитивные периоды в жизни детей:

ВозрастВозможности и поведение ребенкаОписание и рекомендации

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ (0-6 лет)

0-4,5 месяца
*способен выделять речь из всех поступающих звуков;
*поворачивает голову к говорящему;
*начинает подражать звукам и строить из них последовательности.
Важно, чтобы родители разговаривали с ребенком, чтобы малыш слышал живую речь.
около 1 года
*начинает осознанно произносить первые слова и понимает, что с их помощью можно выразить мысль;
* хочет говорить, но слов  еще не достаточно, это стремление в дальнейшем способствует лавинообразному нарастанию словарного запаса.
Постоянное общение с ребенком, проговаривание своих действий способствует скорейшему развитию речи и увеличению словаря ребенка.
около 1,5 лет
*начинает выражать свои чувства и желания по принципу «приятно-неприятно»;
*воспринимает языковую грамматику и может грамматически правильно строить предложение.
Нужно учитывать то, что для ребенка естественна  ориентация на «приятно-неприятно» и ждать действий во взрослом  понимании «правильно-неправильно» нет смысла.
В этот период ребенок особенно чувствителен к нормам языка, поэтому крайне важно, чтобы родители говорили с ним правильно, без сюсюканья, без применения «детских слов».
Складываются благоприятные условия для усвоения нескольких языков одновременно при создании соответствующей среды.
2,5 – 3 года
* эгоцентрическая речь (малыш разговаривает сам с собой, комментирует свои действия).
Внимательно отнеситесь к такой речи, она позволит услышать , о чем думает ребенок, узнать особенность его мышления, проследить последовательность или непоследовательность его мыслей. В очень скором времени этот монолог перейдет во внутренний и станет срытым от окружающих.
3,5 – 4 года
* употребляет речь целенаправленно и осознанно;
* живо интересуется буквами, как символическим отображением звуков, обводят их изображения;
* может заниматься с подвижным алфавитом, складывая из букв различные сочетания и даже простые слова.

4-4,5 лет
* способен спонтанно начать писать слова, предложения и даже маленькие рассказики.
Для возникновения спонтанного письма необходима предварительная косвенная подготовка интеллектуальных и двигательных способностей ребенка.
5 лет
* учится читать под действием только лишь своего желания, и не требует принуждения со стороны.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА (0-3 года)

0-3 года

Наибольшая сензитивность приходиться на возраст в среднем около 2-2,5 года




















* начинает строить внутренний порядок в самом себе путем переноса внешнего порядка во внутренний.






















Монтессори: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".
Важно, чтобы в этот период малыш чувствовал порядок в трех сферах:
1)    Порядок в окружающей среде -  вещи должны находиться на своих местах, желательно в соответствии с их назначением (посуда - на кухне, одежда – в шкафу, игрушки – в детской или специально отведенном уголочке и т.п.). Важно, чтобы утром ребенок находил свои игрушки в порядке, даже если не убрал из вечером. Так родители смогут помочь ребенку в формировании собственного образа порядка.
2)    Порядок в отношения людей к предметам. Например, на стуле принято сидеть, в кровати – спать, ручкой писать на бумаге, а не на чем попало, дверь открывать рукой, а не ногой, и т.д. Для того, чтобы сформировать у малыша правильно отношение к вещам, родителям придется  поменять свои привычки вольного отношения к таким вещам. Воспитание примером.
3)    Порядок во времени.  Для ребенка важен режим и определенная последовательность событий. Таким образом малыш чувствует себя комфортно и в безопасности. Режим дня обычно вырабатывается в первый год жизни и основная задача родителей – поддерживать его на протяжении второго года и последующих. Важно соблюдать последовательность действий, например, отхода ко сну. Малыши чувствительны даже к смене последовательности событий или фраз в знакомых сказках и высказывают своё недовольство, если она нарушается. Эти последовательности помогают малышу обрести устойчивость и уверенность в этом мире.
4)    Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Важно соблюдать порядок в следующих сферах:
* Требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и обоснованными. Они не должны зависеть от настроения, желания родителей, их занятости или других неуважительных причин. Это правило относиться и к запретам.
*Требования к ребенку должны быть конкретными и выстраиваться в здравую последовательность поведения. Например, возвращаемся с прогулки: разувается, раздевается или переодевается, кладет вещи на место, моет руки и пр. Это формирует самостоятельность ребенка.
*Требования к ребенку должны соблюдаться самими родителями. Малыш скорее сделает то, что делают родители, а не то, что они ему говорят.
Важно помнить, что у ребенка присутствует интуитивная тяга к порядку. Родители могут или развить чувство порядка в этот сензитивный период, создав соответствующий внешний порядок вокруг ребенка, или приглушить его, что в дальнейшем скажется не только на умении поддерживать внешний порядок, но и на «внутреннем порядке» (в мыслях, действиях, поступках!).

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (0 – 5,5 лет)

0-5,5 лет
Состоит из коротких периодов, когда наилучшим образом развиваются восприятия цвета, формы, веса, размеров предметов и т.д.
*развивает чувственное восприятие: зрение слух, обоняние, осязание, вкус.
Мария Монтессори говорит о том, что мышление развивается на основе сенсорного воспитания: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах».
Развивающие сенсорные материалы позволяют детям развивать свои способности к восприятию внешнего мира: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также стереогностическое чувство (термин М.Монтессори), которое формируется на определенном уровне развития вышеперечисленных чувств и дает возможность человеку распознавать сущность предметов по их тяжести, температуре, размерам, структуре без использования зрения.
Сенсорное воспитание – основа для изучения математики, расширения словаря, овладения письмом, развития эстетического чувства и воображения.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (1,5-6,5 лет)

1,5-6,5 лет
Стремление детей манипулировать мелкими предметами (фасоль, бусины, пуговицы, монеты и т.п.) доставляет немало волнений родителям. Часто боязнь того, чтобы ребенок не подавился, рождает родительские запреты на такие игры, что само по себе неверно, т.к. именно в этот период особенно важен для развития мозга ребенка. Играя с маленькими предметами, малыш развивает мелкую моторику, совершенствует координацию «глаз-рука», учится самостоятельному обращению с бытовыми предметами, развивает внимательность и терпеливость, стимулирует разрастание нервных связей в головном мозге, тем самым развивая интеллект и речь. Малышу важно понять соотношение часть-целое, поэтому дети с интересом наблюдают, как, к примеру, чашка разлетается на куски при ударе о пол, как из мелких деталей конструктора получается большое сооружение и т.д.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (1-4 года)

0-4 года
Состоит из ряда  коротких периодов восприимчивости.
*ребенок акцентирует внимание на разных видах движений, постепенно усложняя их.
Движение определяет развитие мозга ребенка. Первые годы жизни ребенка  - это время, когда ребенок учится владеть своим телом, развивается общая и мелкая моторика, совершенствуется координация движений, складывается и отрабатываются определенные действия, закладываются прочные основы самостоятельности.
Дети живут упражнениями в движении: ходят, бегают, прыгают, катаются по полу, пересыпают, переливают и т.п. Они сами себе усложняют ходьбу: ходят с предметами, спиной вперед, кружатся, передвигаются с закрытыми глазами и т.п. Так продолжается, пока не произойдет автоматизация способов передвижения.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2,5-6 лет)

2,5-6 лет
* быстро усваивает формы общения и хочет их применять
Это наилучшее время научить ребенка культурным формам общения. Ему интересно то, как общаться с разными людьми и как делать это вежливо.




Установить точные сроки наступления периодов особой чувствительности к воздействиям окружающей среды не представляется возможным, они индивидуальны, как и сам ребенок. Однако знание родителей о сензитивных периодах и внимательное отношение к свои детям, дает им возможность создать благоприятные условия для развития психических свойств и способностей ребенка, извлечь максимальную пользу для его развития именно тогда, когда оно происходим наиболее успешно и желательно для малыша.


Понравился материал? Поделитесь им с друзьями:


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.


 

Комментарии  

 
+1 #1 Любовь 30.01.2012 15:07
Мы ходили с дочкой на занятия по системе Монтессори, я очень прониклась идеями этой методики, считаю, что это наиболее естественный способ развития ребёнка, в основе которого лежит индивидуальный подход и принятие каждого ребёнка таким, какой он есть, с его индивидуальными темпами развития.
Цитировать
 
 
+1 #2 apelsincik 01.02.2012 04:32
Спасибо за четко изложенный материал!
Цитировать
 
 
+1 #3 Елена 01.02.2012 17:46
Интересная информация, моей дочери сейчас два года и для меня это важно :D
Цитировать
 
 
0 #4 Юля 12.06.2016 12:01
Намного легче плыть по течению, чем против него!!!Наблюдай те за своими детьми и вы поймете, что ему сейчас нужно! Знание сензитивных периодов - важно!!!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool