Главная / Развитие и воспитание / Психология детства / Развитие речи ребенка. Шаг за шагом.

Развитие речи ребенка. Шаг за шагом.
Развитие и воспитание - Психология детства
Автор: Анна Шлотгауэр   

Развитие речи детейХодьба, как и речь - это два чуда из чудес, к которым мы настолько привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсутствия.

Глен Доман



Темпы развития речи у детей отличаются: кто-то произносит свои первые слова еще до года, кто-то в полтора, а кто-то долго молчит, вызывая беспокойство родителей, а затем начинает разговаривать предложениями.


Сроки появления речи и объем активного словаря у детей во многом зависят от:

* Индивидуальных особенностей развития ребенка.

* Языковой среды, живой речи: чем больше и качественнее общаются родители с ребенком, тем быстрее развивается его речь.

* Особенностей, связанных с полом: мальчики склонны позже начинать говорить, у них в позже появляется фразовая речь. Это связано с тем, что у мальчиков и девочек существуют свои особенности в физиологическом, психологическом и соответственно в речевом развитии.

* Уровня развития мелкой моторики.

* Стиля жизни и воспитания ребенка: важна эмоциональная близость ребенка с родителями, совместное  живое общение и деятельность. Предоставление ребенка самому себе, усаживание его перед телевизором не только не способствует тому, чтобы ребенок осваивал язык, но и способно вызвать задержку в развитии речи.


Значительное влияние индивидуальных факторов затрудняет четкое определение норм речевого развития в привязке к возрасту. Однако существуют усредненные нормы, на которые стоит ориентироваться. О них и пойдет речь дальше.


О развитии речи детей до года см.в материале «Сензитивный период развития речи».

Возраст

Словарный запас

Особенности речи

ПЕРИОД ОТ 1 года до  1,6-1,10 года

Период однословных предложений, часто в повелительном наклонении, к концу которого появляются очень простые по структуре предложения из двух слов, не изменяющихся по родам и падежам.

На первых порах ребенок употребляет слова, которыми взрослые не пользуются: «Ням-ням», «ав-ав». Это автономная речь, которая при правильном речевом воспитании со стороны родителей быстро исчезает.

1,5 – 1,8 года – семантика ребенка еще своеобразна, слова многозначны и могут обозначать различные предметы. Произносятся однословные предложения- слоги.

 

1 год

7-14 слов

Усваивает смысл слова «нельзя». Осознанно произносит первые слова. Есть большое желание повторять звуки, хочет говорить , но слов не хватает, что способствует увеличению словарного запаса.

1 год 3 мес


Запас понимаемых слов резко расширяется. Ребенок пользуется лепетом и отдельными облегченными словами. Хотя до полутора лет употребляет слова редко.

1 год и 6 мес

от 30-40 до 100 слов

Хорошо понимает обращенную к нему речь. Становится инициативным:  требует названия предметов и пытается произносить слова, обозначающие эти предметы.  Основные вопросы ребенка – что? кто? Обобщаем предметы по существенным признакам. Называем предметы облегченными словами, произносит их  правильно. Воспринимает грамматику языка и может грамматически верно строить фразу.

1,8 – 1,10


Произносит предложения из нескольких слов-слогов.

ПЕРИОД от 1 года 10 мес. до 3-х лет

Практическое овладение лексической стороной речи и грамматической структурой предложения. Сначала ребенок употребляет существительные и глаголы, после 2-х лет – прилагательные и причастия,  к 2,5 годам появляются предлоги и союзы.


1 год 10 мес. — 2 года 1 мес.


Ребенок употребляет полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями.

2 года

300-400 слов

Формируется фразовая речь (1 девочек часто к 1,5 годам). Пользуется трехсловными предложениями.  Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребенка, без показа. Основные вопросы ребенка – что это? кто это? Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка.

2 года 1 мес. — 2 года 3 мес.


Ребенок употребляет в предложениях оформленные слова, используя падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов.

2 г. 3 мес.- 3 года


Ребенок употребляет предлоги и союзы.

2 г 6 мес

1000 слов

Появляются ориентировочные вопросы где? куда? откуда? когда?

Говорит многословными предложениями (более 3-х слов). Эгоцентрическая речь.

Задержка речевого развития в этом возрасте – повод обратиться к специалисту, т.к. может свидетельствовать  о задержке психического развития  или глухоте.


ПЕРИОД от 3 до 7 лет

Ребенок овладевает склонениями, спряжениями глаголов. Совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи. Ребенок начинает использовать речь для регуляции собственного поведения. Создаются предпосылки для обогащения словаря.



3 года

1500 слов

К этому возрасту появляется вопрос  «почему»? Ребенок способен пересказать то, что видел или слышал, если ему задавать наводящие вопросы. Использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, что говорит об усложнении его мышления. Понимает значения и употребляет слова «один», «мало», «много». Употребляет речь осознанно и целенаправленно. Интересуется буквами, как изображением звуков.

3 г. 6 мес. – 4 года


Ребенок употребляет речь целенаправленно и осознанно. Живо интересуется буквами, как символическим отображением звуков. Может складывать из букв алфавита различные сочетания и даже простые слова.

4 года


Способен понять то, что не видел сам, но о чем ему детально рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинкам, способен осмысленно закончить начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос ребенка – почему?

4 года 6 мес.


Задает вопрос «зачем?».

5 лет


Ребенок умеет назвать своё имя, отчество, фамилию, возраст, адрес, транспорт, едущий к дому.

6 лет

4000 слов

Ребенку понятен смысл простых поговорок и пословиц, он видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ.


Понравился материал? Поделитесь им с друзьями:


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.







 

Комментарии  

 
0 #1 лиля 25.05.2012 20:36
полезная информация
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool