После трех уже поздно?
Раннее развитие - разное
Автор: Анна Шлотгауэр   

Раннее развитие


Сейчас все больше внимания стало уделяться раннему развитию детей. На чем основываются авторы известных методик раннего развития?


Ребенок рождается с весьма несовершенным мозгом. После рождения мозг увеличивается в размерах и развивается с большой скоростью за счет роста нервных связей в нем. Причем первая решающая стадия развития мозга завершается в возрасте трех лет. За это время в мозге формируется 70-80% нейронных связей. Согласно исследованиям, если в период от рождения до трехлетнего возраста у ребенка не было возможности получать разнообразный опыт для своего всестороннего развития из окружающей среды, то многие нейронные связи не образуются и объем мозга остается на 25—30% меньшим.


Мозг растет и развивается тем больше, чем более он получает стимуляции через опыт чувственного восприятия действительности. Его развитие продолжается на протяжении всей жизни, но по скорости детство несравнимо ни с каким другим возрастом. У ребенка образование структур мозга проходит очень интенсивно, например, к 6-ти месяцам от рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. Некоторые структуры мозга надстраиваются на другие, поэтому недостаток чувственного опыта в младенчестве и раннем детстве может впоследствии оказаться невосполнимым или очень осложнить развитие некоторых функций.


На основе тех связей, которые наработал мозг ребенка до 3 лет, в дальнейшем развиваются и зреют мышление, речь, воображение, зрительное, слуховое и др. восприятия. Поэтому так важно заложить прочную основу для развития ребенка уже в самом нежном возрасте, чтобы он имел возможность достигнуть больших результатов в дальнейшем.


Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, также уверен, что мозг растет всецело благодаря стимуляции. Причем скорость его развития от рождения до тридцати месяцев – гигантская, после, вплоть до шестилетнего возраста, остается достаточно большой, а затем резко замедляется. Поэтому наиболее ценным периодом в жизни ребенка для его развития является именно этот ранний возраст.

В своем развитии мозг обязательно проходит определенное количество стадий. Скорость их прохождения во многом зависит от того насколько мозг ребенка стимулируется. Чем больше стимулов к развитию получает ребенок из окружающей среды, чем больше возможностей для движения и получения нового опыта у него есть, тем быстрее и шире развиваются способности малыша. Причем, как утверждает Г.Доман, важнейшую роль в развитии мозга и совершенствовании интеллектуальных способностей ребенка играет двигательная активность.


Мария Монтессори, благодаря своей интуиции, врожденному таланту педагога и многолетнему опыту обнаружила в развитии детей периоды особой чувствительности к усвоению тех или иных навыков и знаний. Большинство этих сензитивных периодов и их пиков приходится как раз на возраст до 3 лет.

Примером, не требующим особых научных доказательств, может служить речь. Только вдумайтесь: за первые два-три года своей жизни ребенок из «немовля» (на украинском «мовити»,  значит говорить), т.е бессловесного младенца, превращается в человека, способного понять и достаточно связно выразить свои мысли и желания словами родного языка, а то и нескольких родных (к примеру: украинский и русский). Разве не чудо? Это один из примеров тех поистине гигантских достижений в развитии, которые нам кажутся обычным положением вещей.


В самом нежном возрасте дети способны тонко воспринимать окружающий мир, впитывая его всем своим естеством. Именно сейчас у них есть возможность развить музыкальные таланты, усвоить тональность иностранного языка, чтобы впоследствии говорить без акцента, видеть мир взглядом художника, научиться мастерски владеть своим телом и получить основу для многих других способностей.


Маленькие дети учатся играючи, им все интересно, их жажда знаний и нового опыта неисчерпаема. Дайте больше возможностей своим детям, и они обрадуют вас большими результатами.


Перефразировав известное выражение Масару Ибука, давшее название его книге, «После трех уже поздно», я бы сказала иначе: «После трех уже трудно».


Что почитать по теме:


Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка»

Райнер Пацлаф «Застывший взгляд»

Мария Монтессори «Помоги мне сделать это самому» и др. труды

Масару Ибука «После трех уже поздно»


Понравился материал? Поделитесь им с друзьями:


Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool