Главная / Развитие и воспитание / Роль отца / Влияние отца на развитие интеллектуальных способностей ребенка

Влияние отца на развитие интеллектуальных способностей ребенка
Развитие и воспитание - Роль отца
Автор: Анна Шлотгауэр   

папа с ребенком читаютПосле исследований, продолжавшихся на протяжении почти 40 лет, ученые Оксфордского университета пришли к выводу о том, что отцы, которые активно занимаются воспитанием своих детей, оказывают положительное воздействие на их успехи в учебе. Кроме того, как утверждают исследователи, тесные отношения между отцами и детьми снижают опасность возникновения проблем с умственным здоровьем у детей в последующей жизни.

В свою очередь ученые из Мерилендского университета провели опрос 855 детей в пяти штатах и установили, что у детей, имеющих отца, лучше успеваемость, выше самооценка и меньше вероятность развития депрессии. Вопрос, что лучше, плохой отец или никакой, в этом исследовании не изучался.


Чем же обусловлено специфическое влияние отца на развитие ребенка? По мнению многих авторитетных ученых, сама структура мышления мужчины и женщины несколько различна. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации (что и связано с успехами в геометрии), более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, чаще обладают, что называется, «умными руками», и вообще их ум больше направлен на вещи, чем на людей. Женщины, в свою очередь, часто превосходят мужчин в том, что касается владения речью, богатством словаря и умением оперировать понятиями, способностью к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межчеловеческих отношений. Конечно, есть множество исключений; но это, хоть и самые общие, но тем не менее реальные тенденции.

Для развития интеллекта ребенка необходимо, очевидно, чтобы в его окружении встречались оба типа мышления: и мужской, и женский. Неизвестно, как действует на детей отсутствие женского ума — детей, выросших с рождения в исключительно мужской среде, так мало, что их просто не успели изучить. А вот недостаток общения с мужчиной сказывается. Так, в одном из исследований мальчиков-подростков разделили на две группы — в зависимости от того, кто любит, и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о школьных и иных проблемах. У первых математические способности оказались выше, чем способности к языку (этот тип способностей, вообще говоря, наиболее характерен для мальчиков). У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических — они в интеллектуальном отношении развивались как бы по «женскому типу».

Итак, отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью или частыми командировками,— наиболее сильно сказывается на математических способностях, как мальчиков, так и девочек. Таким детям позарез нужен мужчина-учитель, особенно преподаватель точных наук, в диалоге с которым мог бы формироваться их аналитический ум.

Кроме того, совсем не обязательно, чтобы отец или другой близкий мужчина специально занимался с ребенком математикой, решал с ним примеры и задачи. Заниматься можно чем угодно, но сам специфический тип мужского мышления делает при этом свое дело, гармонизируя развитие умственных способностей ребенка.

Многие женщины отмечали: когда ребенок находился в «возрасте вопросов», доводя родителей до отчаяния бесконечными «зачем?» и «почему?», их мужья проявляли себя с самой лучшей стороны. Их ответы были необычными, построенными не на формальной логике, а на своеобразии взгляда, и это неизменно вызывало у детей радость и удовлетворение. Как-то девочка шести лет настаивала, чтобы родители честно ответили ей, существует на самом деле Дед Мороз или нет. Смущенная мать понимала, что, ответив отрицательно, она разрушит детскую новогоднюю мечту. На помощь пришел отец: «Я, конечно, могу ответить честно,— сказал он дочери,— но учти, подарков может и не быть...».

Говоря об отсутствии отца, очень важно учесть, в каком возрасте произошла эта утрата. Как правило, чем раньше произошел развод, тем больше страдает умственное развитие ребенка; особенно ранимыми в этом отношении оказываются первые два года жизни.

С дочерью у отца отношения более сложные. Наблюдения показывают, что успеваемость дочери очень часто (особенно в семье, где родители с высшим образованием) соответствует представлениям отца о том, должна ли девочка иметь интеллектуальные успехи. Мнение матери в этом отношении имеет меньшее значение. Кроме того, на успеваемость девочек (в большей степени, чем мальчиков) влияют хорошие отношения между родителями, любовь отца к матери, которая, возможно, каким-то образом и поощряет мать относиться к дочери с большей заботой и вниманием.

И конечно, все эти варианты влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка вовсе нельзя рассматривать как однозначные. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях, но есть немало и других вариантов.

Литература.

Если Вам понравился материал, поделитесь с друзьями:

 

Комментарии  

 
0 #1 agen bola euro 2016 21.09.2015 08:58
This site was... how do you say it? Relevant!! Finally
I have found something that helped me. Many thanks!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Tool