Как выбрать развивающие игрушки для ребенка?

ребенок играетСейчас рынок предлагает огромное количество детских игрушек.  Во всем этом разнообразии родителям порой трудно определиться с выбором. Эта статья описывает современные развивающие игрушки. Зная назначение игрушек, родители смогут сделать выбор не на основе их внешней привлекательности или совета знакомых, а с точки зрения полезности для ребенка  в  определенном возрасте.

Сейчас модным стало слово «развивающий»: развивающие игры, развивающие игрушки, развивающая среда.

По сути, все игрушки, игры, в которые вы играете с ребенком, ваше с ним общение, обстановка, в которой ребенок растет, места и люди, которых он видит – все это оказывает в большей или меньшей мере развивающую роль.

Важное значение для развития ребенка имеют своевременно и правильно подобранные игрушки, однако еще большее значение имеет внимание и время, которые уделяют родители своему ребенку.

Какие бывают  игрушки.

Игрушки и игры классифицируют по-разному: по возрасту (например: 0-3 мес), по развитию навыка (например: развитие мелкой моторики), по типу (например: конструкторы) и т.п. Существует также многофункциональные игрушки. Одновременно их можно отнести к разным  категориям. С такой игрушкой ребенок растет и открывает для себя все новые возможности для игры.

Cамые лучшие игрушки для вашего малыша  -  те, которые отвечают его возрастным особенностям и задаче развития в данное время.

Мне импонирует следующее разделение развивающих игр по их назначению (источник: И.В.Мальцева. «365 развивающих игр.»):

1. Тренажары сенсорно-двигательные.

погремушка

Виды: подвески, погремушки, волчки, музыкальные инструменты.

Назначение: эти игрушки стимулируют развитие органной чувств ребенка, восприятия: восприятие цвета, формы, размеров предметов, их массы, характерного для них звучания.

Возраст: с 2-3 месяцев - легкие погремушки с округлым тонким стержнем, с 6 месяцев – погремушки с фигурной ручкой диаметром 2-3 см, с 9 месяцев – объемные погремушки с диаметром ручки более 3 см.

2. Образные и сюжетные игрушки.

перчаточные куклыВиды: всевозможные куклы, в том числе для домашнего театра (перчаточные, пальчиковые), игрушки-подушки, неваляшки, пищащие резиновые зверюшки, мягкие игрушки.

Назначение: игрушки с привлекательными человеческими лицами  или мордочками животных помогают ребенку развиваться эмоционально, учат общаться с окружающими.

Возраст: с младенчества.

3. Вкладыши один в другой.

матрешкиВиды: пластиковые и деревянные формочки разных цветов и неокрашенные, закрытые (шарик, яйцо) и открытые (стаканчики, бочонки, мисочки, коробочки ), которые вкладываются друг в друга. К этому типу игрушек относятся также традиционные матрешки.

Назначение: развивают и совершенствуют зрительное восприятие, мелкую моторику и координацию движений ребенка.

Возраст: 1-3 года.

4. Пирамиды.

пирамидкаВиды: конусообразные, шарообразные, пластиковые, деревянные, мягкие, с одноцветными и разноцветными кольцами, с несколькими крупными кольцами и с десятком мелких колец, оформленные в виде башенок, человечков, животных и т.п.

Назначение: развивает мелкую моторику, навыки манипулирования с предметами, способствует усвоению цветов, соотношений «больше-меньше», «много-один», стимулирует развитие речи и использование предлогов.

Возраст: 1-3 года.

Детально о пирамидках: "Развивающие игрушки. Пирамидки."

5. Вкладыши в рамку.

вкладышсортерВиды: разные по форме, цвету, размеру и количеству фигурки, которые ребенок будет вкладывать в соответствующие им по форме и размеру отверстия.

Назначение: развивают и совершенствуют зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию движений ребенка, навыки манипулирования с предметами, восприятие цвета, формы, размеров предметов.

Возраст: 1-2 года. Можно использовать в возрасте до 1 года, чтобы учить ребенка обхватывать, удерживать, вытягивать рукой вкладыши.

6. Конструкторы.

конструкторВиды: разные по материалу, цвету, форме,  количеству деталей конструкторы, кубики, наборы объемных форм, блочные конструкторы, тематические конструкторы.

Назначение: развивают воображение, пространственное и образное мышление, память, внимание, творческие способности, приучают к самостоятельности, усидчивости, последовательным действиям, соотнесению с образцом, развивают и совершенствуют восприятие цвета, формы, размеров, физических свойств предметов, мелкую моторику и координацию движений ребенка.

Возраст: 1-3 года.

7. Абаки (счетные столики).

абакиВиды: штырьки, на которые нанизываются разнообразные предметы – шары, кольца, кубики, мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, форме, размерам, сосчитывать в различном направлении (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх); абаки могут иметь вид каталок, паровозиков, пирамид,  фигур животных, людей.

Назначение: формируют сенсорные представления ребенка, учат группировать и сортировать предметы, обучают счету, способствуют усвоению цветов, размеров, соотношений «больше-меньше», «много-один», стимулируют развитие речи и использование предлогов.

Возраст: 1-3 года.

8. Бусы и шнуровки.

бусышнуровкаВиды: объемные и плоскостные, выполненные из различных материалов.

Назначение: развивают мелкую моторику и способствуют формированию всех практических умений ребенка, связанных с мелкой моторикой (пользование ложкой, пересыпание и переливание веществ из одной емкости в другую, развязывание и расшнуровывание обуви, одежды, упаковки, удержание и управление карандашом, кистью, ножницами и т.д.)

Возраст: 1-3 года. Можно использовать в возрасте до 1 года для того, чтобы учить ребенка обхватывать, удерживать, вытягивать и вкладывать пальчиками бусины.

Подробно о бусах и шнуровках: "Зачем нужны шнуровки?"

9. Втыкалочки.

мозаикаВиды: различные по материалу, форме, цвету и размеру наборы фигурок, которые нужно вставить в специальные отверстия или надеть на подставку, штырек; фигуры Монтессори, мозаика.

Назначение: развивают и совершенствуют зрительное восприятие, мелкую моторику и координацию движений ребенка в особенности координацию «глаз-рука» , учат группировать и сортировать предметы, способствуют совершенствованию мелкой мускулатуры пальчиков ребенка.

Возраст: 1-3 года.

10. Трансформеры.

трансформерВиды: игрушки из различных материалов (дерево, пластмасса, ткань и т.д.) разнообразной формы, способные изменять первоначальный облик согласно действиям малыша.

Назначение: развивают зрительное и тактильное восприятие ребенка, пространственное мышление, способствуют усвоению цветов, форм, размеров, совершенствуют мелкую моторику и координацию движений ребенка.

Возраст: 1-3 года.

11. Наборы для активных игр.

мячгрузовикВиды: бытовой  и спортивный инвентарь, а именно:  различной формы, размеров, цветов формочки, ведерки, совочки, тазики, ложки, кружечки, ситечки и т.п., плавающие игрушки, игрушечные овощи, фрукты, пупсики, тележки, каталки, грузовички на веревочках, игрушечные предметы обихода, телефон, часы, вертушки и т.п., мячи, спортивные снаряды, наборы для метания в цель и т.д.

Назначение: способствуют усвоению ребенком способов действия с предметами окружающего мира, развивают моторику в т.ч. мелкую, координацию движений.

Возраст: 1-3 года.

12.  Настольные игры.

пазлВиды: различные игры по правилам, лото, домино, наборы картинок для последовательного выкладывания сюжетов сказок, пазлы, кубики серии «Собери картинку».

Назначение: развивают мелкую моторику, учат узнавать на картинках наиболее распространенные ягоды, овощи, предметы и т.д.,  обобщать, стимулируют развитие связной речи и расширение словарного запаса, способствуют эмоциональному общению ребенка со взрослым, учат общаться с другими участниками игры.

Возраст: 2-3 года.

Указанная последовательность отображает приоритетную очередность появления разных видов игрушек в жизни малыша. Однако возможна и другая очередность, т.к. на разных этапах развития ребенка одна и та же игрушка может способствовать развитию разные навыки. Так, например, если вы предложите малышу в возрасте до года пирамидку, он, конечно, не сможет еще ее сложить. Зато он сможет ее попробовать на вкус, пощупать, потрясти колечки, постучать ими. бросить их.  Предлагая ребенку игрушку или активность, взрослый должен четко понимать,  с чем он хочет ребенка познакомить и чему научить, при этом учитывать  потребности малыша и  его возможности на данном этапе развития.

Подпишитесь на почтовую рассылку. Будет еще много интересного!

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.

{jcomments on}